Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.

Теперь чиновник заплатит штраф в 73 миллиона, а бухгалтерше предстоит отсидеть семь лет

В Туркестанском городском суде закончилось рассмотрение уголовного дела в отношении 51-летнего Нурлана ЖАМАНКОЗА, с сентября 2021 года временно исполнявшего обязанности руководителя ГУ "Отдела инфраструктуры и коммуникации" акимата г. Туркестана, а также Салтанат МАТИБАЕВОЙ, работавшей бухгалтером в этом же учреждении. Обоим вменялись обвинения по статье 366 часть 3 пункты 1,2 Уголовного кодекса РК (получение взятки путем вымогательства группой лиц по предварительному сговору), передает sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz.

Как установлено в ходе следствия и суда, г-н Жаманкоз, став временно исполняющим обязанности начальника отдела инфраструктуры и коммуникации, получил право подписывать документы на оплату работ, выполняемых по госзаказу частными фирмами-подрядчиками и курируемых его отделом. В частности одна из строительных компаний успешно, очередь за очередью, сдавала в эксплуатацию новые внутриквартальные канализационные системы в микрорайонах Туркестана. Общая стоимость работ оценивалась примерно в 3 миллиарда тенге. Все сданные объекты благополучно проходили инспекцию технадзора и прочих контролирующих служб, никаких нарушений в строительстве не усматривалось, нареканий не было. Соответственно, фирма претендовала на оплату сделанной работы.

Но г-н Жаманкоз потребовал за свою подпись у предпринимателей один процент с каждого транша финансирования. А чтобы самому каждый раз не напоминать фирмачам о том, что надо делиться, привлек к делу доверенное лицо из числа подчиненных ему по службе – это оказалась бухгалтер отдел инфраструктуры и коммуникации г-жа Матибаева. Которая, в силу своих должностных полномочий, осуществляла ведение бухгалтерского учета и к тому же обладала правом второй электронно-цифровой подписи в платежных документах в электронной базе "Казначейства-клиент". Бухгалтер начала было отнекиваться, дескать, я в такие дела лезть не хочу. Но Жаманкоз заметил ей, что она плохо работает и не справляется со своими обязанностями.

После этого бухгалтер энергично принялась помогать начальнику.

Вместе они решили создать такие бюрократические препоны для бизнесменов, что в результате подрядчикам уже не светила положенная оплата из госбюджета. Затем бухгалтер напрямую обратилась к руководителю подрядной организации и предложила ему выплатить процент с оплаты. При этом г-жа Матибаева указала для перечисления взятки банковский счет своего отца. О чем предварительно спросила разрешение у папы, не сообщив ему однако подробностей дела.

Бизнесмены вынуждены были согласиться и в сентябре 2021 года стали переводить на указанный счет по проценту от каждого транша – по 330 000, 650 000 и 250 000 тенге. Сразу после этого им открывалась оплата из госбюджета, и они наконец получали свои честно заработанные десятки и сотни миллионов тенге.

Но такая дележка не обрадовала представителей бизнеса, и в середине октябре 2021 года они обратились в агентство по противодействию коррупции. Антикоровцы провели негласные следственные действия и, убедившись в наличии коррупционного преступления, 1 ноября 2021 года задержали и Жаманкоз, и Матибаеву.

В суде Жаманкоз своей вины не признал, утверждал, что честно и добросовестно выполнял должностные обязанности. Правда, признал, что в связи со сложными обстоятельствами действительно просил у бухгалтерши в долг один миллион тенге. Бухгалтерша во всем призналась, раскаялась.

Председательствующий по делу судья Туркестанского городского суда  Арысбай ТИЛЕГЕНОВ, изучив все обстоятельства, счел вину обоих подсудимых полностью доказанной. Правда, не признавшему себя виновным Жаманкозу назначено наказание в виде штрафа в 60-ти кратном размере – в 73 800 000 тенге. На добровольную оплату которых ему дано три месяца. А вот Матибаева приговорена к семи годам лишения свободы, с отбытием в учреждениях со среднем режимом безопасности. Правда, учтя, что у осужденной на иждивении находятся два несовершеннолетних ребенка, суд отсрочил исполнение наказания на пять лет.

Оба осужденных также лишены права занимать определенные должности на госслужбе и выплатят обязательный платеж в фонд компенсации потерпевшим.

Приговор пока не вступил в законную силу.