Депутаты просят разграничить ответственность за ввоз контрабанды и убрать уголовную ответственность, оставив лишь финансовые наказания, передает sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.
Генеральный прокурор Берик Асылов ответил на депутатский запрос фракции «Акжол» касательно причин невыполнения международных обязательств, взятых в рамках ратифицированного Парламентом Договора от 8 декабря 2011 года. Договор предусматривал особенности уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства среди стран-участниц Евразийского экономического сообщества.
Депутаты партии «Акжол» отмечают, что Казахстан в рамках ЕАЭС попадает под единую таможенную территорию, а для эффективного функционирования требуется унификация законодательства стран в соответствующей отрасли.
Кроме того, во многих ведущих странах Европы, товарную контрабанду рассматривают не как уголовное преступление, а как финансовое правонарушение в целях уклонения от уплаты налогов и таможенных сборов и за подобные правонарушения применяются не уголовные, а финансовые наказания, подвергая нарушителей конфискации незаконно ввезенного товара и штрафу от его оценочной стоимости, — отмечают депутаты.
Берик Асылов в своем ответе сообщил, что соответсвующие мероприятия по унификации законодательства стран в вопросе таможенного регулирования предусмотрены Планом мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Реализация соответствующего мероприятия предусматривает внесение до конца 2024 года изменений в Договор в части определения общих для всех принципов и подходов к установлению ответственности за несоблюдение требований в сфере таможенного регулирования, — сообщает Асылов.
Что касаемо декриминализации деяний предусмотренных статьями 234 и 236 УК РК («Экономическая контрабанда» и «Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин») и перевода их в плоскость финансовой ответственности, то в Генпрокуратуре несогласны с таким решением.
В ведомстве придерживаются мнения, что контрабанда и уклонение от уплаты таможенных пошлин наносят многомиллиардный ущерб стране и мешают развитию конкуренции на рынке.
При этом, с осени 2021 года в Казахстане проводится работа по выработке предложений по разграничению уголовной отвественности по статьям 234 и 236 УК. Генпрокуратура поддержала предложение НПП «Атамекен» о целесообразности оставления в признаках экономической контрабанды только запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, а также товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ЕАЭС.
По словам Асылова, Агенство по финансовому мониторингу и Комитет государственных доходов видят в этом решении риски. Например статья 234 УК РК («Экономическая контрабанда») подразумевает под собой незаконной ввоз или вывоз товаров через границу, либо ввоз или вывоз запрещённых товаров. В то время как статья 236 УК РК (Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин), подразумевает под собой законный ввоз или вывоз товаров, но при этом лицо уклоняется от уплаты таможенных пошлин либо пытается занизить их стоимость.
Мы в социальных сетях