Судья Ибрагим Алькенов вернул дело экс-министра здравоохранения РК Елжана Биртанова в прокуратуру. Он объяснил, что орган досудебного расследования и прокуратура допустили ряд нарушений, которые нужно устранить до начала главного судебного разбирательства. При этом, судья продлил срок домашнего ареста экс-министру здравоохранения Биртанову и его бывшему заместителю Абишеву на 1 месяц, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Экс-министр здравоохранения Елжан Биртанов и его бывший заместитель Олжас Абишев в ходе предварительного слушания заявили, что они мешали воровать в Минздраве РК и стали неудобными фигурами.
Бывший вице-министр отметил, что в 2018-19 годах только в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения благодаря офису цифровизации в Минздраве удалось оптимизировать более 60 млрд тенге из общего бюджета в 200 млрд. «Это те деньги, которые раньше воровались», — отметил бывший заместитель бывшего министра.
«Вы представляете какая это сумма? Это более 100 млн долларов. Посмотрите СМИ ближнего зарубежья. Они пишут, что поток инсулина для больных сахарным диабетом в 2018-19 году прекратился в эти страны, но в конце 2020-го года эти лекарства снова появились на рынках со-дружественных стран. А это значит, что платформу отключили намеренно для того, чтобы дальше продолжать воровать бюджетные деньги, наши с вами налоговые отчисления, потому что цифровизация — враг коррупции.
Это сфабрикованное дело, все эти косяки, которые три дня зачитываются и озвучиваются (в суде — прим. автора), имеют простую цель — не дать честным успешным людям, патриотам своей страны делать свою страну лучше, прозрачней в борьбе с коррупцией», — выступил в суде Абишев, добавив, что «если суд примет сторону обвинения, то надеяться на светлое будущее Казахстана, в котором будут жить и работать умные люди, уже не придется».
Напомним, бывшего министра здравоохранения Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева сначала обвиняли в «хищении», но спустя 14 месяцев статью переквалифицировали на «злоупотребление полномочиями». Но, как сообщил сегодня прокурор, появилась в деле еще и статья «мошенничество». Правда, ее применяют к зарубежным партнерам Минздрава, компании Ericsson Nikola Tesla. Следователь Хасанов даже выделил в отношении иностранной компании дело в отдельное производство. Сторона защиты считает, что материалы выделили в другое дело, чтобы Биртанову и Абишеву было сложней защищаться.
Сам же Елжан Биртанов считает, что выделение дела в отношении иностранной компании – это «преступление против народа Казахстана». Дело в том, что компания Ericsson Nikola Tesla — дочерняя компания крупнейшего технологического гиганта мира — Ericsson. Вместе они основной технологический инвестор Казахстана, обеспечивающий практически всю технологическую основу сотовой связи, в частности компании Ксеll.
«Грубо говоря, следователь Хасанов обвиняет компанию Ericsson Nikola Tesla в том, что они передали правительству Казахстана неработающую платформу и за это получили деньги. Получается, что с целью придания суду меня и Абишева дело разделили, но при этом еще и обвинили другую компанию в мошенничестве. Мы конечно докажем, что нет никакого события и состава уголовного преступления. Тем более умысла и ущерба, которые являются обязательными для квалификации по статье злоупотребления должностными полномочиями. И мы готовы доказывать год и два, сколько бы это не заняло. Но я боюсь, что компания Ericsson ждать не будет.
Боюсь, что завтра они предъявят соответствующие претензии нашей стране. Я надеюсь, что дело до больших международных разбирательств не дойдет, но тем не менее получается, что с целью облегчения доказательства нашей вины в суде, следователь Хасанов совершил действие, которые я расцениваю как преступление против нашей страны. Уж не знаю, кто его санкционировал и надоумил, я думаю, это все можно будет выяснить сейчас.
Слава богу, сейчас такое время, когда представители правоохранительных органов перестали быть неприкасаемыми», — высказался в суде Биртанов и попросил суд приостановить производство по делу, с целью прояснения позиции правительства РК по предъявленному подозрению в адрес компании Ericsson», — добавил экс-министр здравоохранения РК.
На протяжении трех дней шесть адвокатов, общественные защитники и подсудимые рассказывали суду о нарушениях, допущенных следствием и прокуратурой. Сегодня в суде выступил прокурор Бауржан Шекенов, который не согласился с претензиями стороны защиты.
В итоге суд пришел к выводу о возврате дела прокурору для устранения существенных нарушений, поскольку орган досудебного расследования и прокуратура не предоставили стороне защиты возможность обжалования постановления о передаче дела в суд. Также сторона защиты не ознакомилась с материалами уголовного дела. По словам судьи, данные нарушения являются существенными и не могут быть устранены в суде.
3 ноября 2020 года стало известно, что бывшего министра здравоохранения РК Елжана Биртанова взяли под стражу по факту растраты бюджетных средств в особо крупном размере.
7 ноября суд определил для него меру пресечения домашний арест.
Расследование дела о бывшем министре здравоохранения РК завершили 7 июля, за это время орган досудебного расследования уже несколько раз продлевал сроки для ознакомления участников процесса с материалами дела. В последний раз суд продлил срок до 14 ноября 2021 года.
На судебных заседаниях Биртанов неоднократно заявлял, что непричастен к каким-либо коррупционным делам.
14 мая прошлого года ему выдвинули еще одно обвинение — экс-министра подозревали в том, что он нарушил правила транспортировки с использованием санавиации для перелета из Тараза в Нур-Султан.
Биртанов был в командировке, когда выяснилось, что он заразился коронавирусом, с учетом этого его на борту самолета санавиации доставили в столицу.
19 ноября 2021 года Елжану Биртанову окончательно отказали в отмене домашнего ареста.
17 января 2022 года уголовное дело Елжана Биртанова поступило в суд. 26 января в столице начался суд над бывшим министром здравоохранения.
27 января в ходе предварительного слушания адвокат Нурлан Бейсекеев заявил, что дело в отношении Елжана Биртанова было возбуждено незаконно.
Мы в социальных сетях