Присяжные по делу экс-майора КНБ заявили о преследовании со стороны судьи

Бывшие присяжные заседатели, рассматривавшие дело экс-майора Комитета национальной безопасности Айдына Алпысбаева, а также осуждённых вместе с ним Мурата Хасенова и Сергея Логвиненко, заявили, что подверглись преследованию со стороны судьи специализированного Военного суда Тамары Королевской, передает Orda.kz

В 2015 году Алпысбаева и его якобы помощников осудили по делу о покушении на бизнесмена. Спустя шесть лет, в начале 2021 года, председатель Верховного суда Жакип Асанов внёс личное представление о пересмотре приговора, после чего дело направили на новое рассмотрение. По словам адвоката Маулена Алимбаева, выяснилось, что осуждённых пытали, а также всплыли допущенные во время следствия нарушения. По этим фактам были осуждены полицейский и судмедэксперт. Последнего наказали за вынесение ложного заключения судебной экспертизы.

Повторное рассмотрение дела проходило в 2021 году с участием коллегии присяжных. Заседатели считают, что экс-сотрудник КНБ и его якобы подельники невиновны в покушении на бизнесмена.

По словам участвовавшего в рассмотрении дела уже бывшего присяжного Гульнар Бейсембаевой, судья знала мнение заседателей.

«Судья знала, что мы хотим оправдать, она приходила каждый день и узнавала наше мнение. Между перерывами она пила с нами чай. Судья сказала, что мы можем контактировать только с ней, нельзя разговаривать с адвокатами или родственниками. Просила не читать СМИ и не смотреть материалы этого дела в Google», – рассказала Бейсембаева.

28 октября адвокаты стали свидетелями того, как Королевская заходит в комнату, где сидят присяжные. После этого защитники заявили отвод судье.

Экс-заседатель уверяет, что ни она, ни другие члены коллеги не знали, что им нельзя контактировать с судьёй и пить с ней чай. Якобы перед началом судебного процесса их не знакомили с законом о присяжных заседателях и другими нормами Уголовно-процессуального кодекса.

Адвокат Маулен Алимбаев считает, что вина за нарушение законодательства в этой части лежит на судье, которая знала нормы УПК, но при этом находилась с заседателями во внеслужебных отношениях.

«Судья на данный момент не может быть привлечёна к ответственности. Это прерогатива судебного жюри, наша задача – поставить в известность общественность и обратить внимание её руководства на это нарушение», – сказал юрист.   

29 октября между Бейсембаевой и секретарём суда состоялся телефонный разговор, в ходе которого заседатель высказала мнение о том, что присяжные считают подсудимых невиновными и собираются их оправдать. Якобы присяжная просила намекнуть адвокатам, чтобы они не отводили председательствующего судью.

После этого неожиданно для присяжных их обвинили в якобы разглашении судебной тайны, лишив процессуального статуса заседателей. Судья Королевская посчитала, что «коллегия присяжных заседателей проявила тенденциозность, высказав мнение об исходе дела вне совещательной комнаты, объективность которого вызывает сомнение в связи с наличием у них предвзятого мнения».  

По мнению присяжных и их адвокатов, коллегию распустили из-за того, что решение, которое собиралась вынести судья, отличалось от мнения заседателей. По словам Бейсембаевой, Королевская хотела вынести обвинительный приговор.

«Это было явно видно. В конце она уже правозащитникам не давала слова, в основном всегда поддерживала обвинительную сторону, больше давала слово прокурорам, а ходатайства адвокатов отклоняла, игнорировала их», – рассказала экс-заседатель.

28 декабря присяжным пришло уведомление о наложении на них штрафа в размере 291 тысячи тенге за «Невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдению ограничений, связанных с рассмотрением дела в судебном разбирательстве». По мнению адвокатов, присяжных оштрафовали в нарушении норм о презумпции невиновности, так как уведомление о наложенном штрафе было внесено в базу мобильного приложения до рассмотрения дела по существу.

Дело находится на рассмотрении в специализированном межрайонном суде по административным правонарушениям. Бывшие присяжные и их адвокаты добиваются прекращения дела.