Мужчин, напавших на бизнесмена Олжаса Мукажанова, выпустят из тюрьмы. Судья Адильхан Шайхисламов и прокурор Джангельды Есебаев согласились, - полицейские, ведущие расследование, допустили ошибку, и не правильно квалифицировали деяние. В результате три человека «отсидели» на 1,5 года больше необходимого срока.

Оглашая приговор, судья отметил, что Даутов, Садыров, Ибишев виновны в совершении особо дерзкого нарушения общественного порядка – они стреляли в Мукажанова и его друга Султанбек из травматического оружия на улице. Но цели убить или причинить серьезный вред здоровью, как сообщил суд, нападавшие не имели.

- В судебном заседании установлено, что у подсудимых мотива совершить убийства Мукажанова и Султанбек не было, и таких доказательств органом досудебного расследования суду не представлено. В судебном следствии установлено, что у подсудимых не было умысла на причинение смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью Мукажанову или Султанбек. Сами подсудимые на протяжении досудебного расследования, а также в ходе судебного следствия показывали, что не хотели причинять тяжкий вред и лишать жизни потерпевших, - разъяснил приговор Адильхан Шайхисламов.

Читайте также: Прокурор: Покушение на убийство бизнесмена Олжаса Мукажанова – не доказано.

Напомним, в январе 2014 года двое мужчин (Ибишев и Даутов) по просьбе Садырова открыли стрельбу из травматического оружия по Олжасу Мукажанову и Султанбек на территории бульвара «Нуржол», расположенного напротив ТРЦ «Керуен» в городе Нур-Султан. Всего было произведено около 10 выстрелов, 5 из которых попали в Мукажанова и еще один в Султанбек. 

Исходя из заключений судебно-медицинских экспертиз, Мукажанову и Султанбек причинены телесные повреждения, которые квалифицированы как «легкий вред здоровью». У Мукажанова обнаружено 2 телесных повреждения в области головы и 4 на теле, у Султанбек - одно повреждение на плече (появилось через 6 месяцев).

В правоохранительных органах решили, что нападавшие пытались убить Мукажанова и Султанбек, а потому квалифицировали это деяние как «покушение на убийство», которое не было совершенно из-за того, что потерпевшие спрятались за машинами. В ноябре 2015 года, по этому обвинению, нападавших приговорили к 14-ти и 13-ти годам лишения свободы

Читайте также: Нестыковки в деле о покушении на убийство: стреляли из травмата, зимой и в одежду

В ходе досудебного расследования Султанбек и Мукажанов настаивали, что выстрелы произведены с расстояния 2-х метров, а осужденные указывали, что стреляли с 10 метров. Следствие установило, что расстояние выстрела было около 5 метров. А по словам эксперта Васильева, опасность для жизни травматический пистолет представляет, только если стрелять с 1 метра и ближе.

В суде Мукажанов заявлял, что простил нападавших, был согласен с их досрочным освобождением, но был против переквалификации. Он продолжал настаивать – его «заказали», и могут сделать это еще раз. Но как выяснилось в суде, потерпевший так думал не всегда. Его мнение относительно нападавших менялось несколько раз.

Сначала Мукажанов, по внешности, опознал нападавших в двух гражданах Узбекистана и был уверен, что стреляли они. Позже, стал предполагать, что стрелять мог парень его квартиросъемщицы. И только спустя несколько месяцев, узнав, что один их стрелков – Ибишев, выдвинул версию, что это «заказ» от Садырова.

- Наши показания не менялись, мы их только дополняли в чем-то, но показания потерпевших…. Возьмите показания Мукажанова из 1 тома, которые у него были взяты на месте преступления, по прошествии 10-15 минут, когда приехали сотрудники полиции. В них он указывает, что он «услышал хлопки, похожие на взрывы петард, оглянулся, увидел двух людей, которые наставили пистолеты и погнался за ними». Это подтверждается показаниями свидетеля, не помню имени, но девушка говорила, что видела как двое людей в капюшонах и масках убегали.

Не было никаких кровоподтеков (…) На место преступления приезжала скорая помощь. Медики не забрали  его, потерпевший остался на месте преступления охранять улики. Сам собирал эти патроны. А это является нарушением УПК, - рассказал в суде Садыров.

Причиной разборок, по словам нападавших, стало нецензурное выражение, которое Мукажанов отпустил в отношении матери Садырова. Желание «наказать» за слова обошлось Садырову, Даутову и Ибишеву дорого – 6 лет жизни.

Если бы следствие сразу правильно квалифицировала преступление мужчин, они давно могли быть на свободе. А если бы суды в 2015 году учли смягчающие факторы, то этот срок мог быть еще меньше. Так, например, у Садырова на иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Сейчас ему 7 лет, и он совсем не знает своего отца.

При этом, нападавшие сообщили, что осознали свою вину и раскаялись в содеянном. По словам Садырова, 6 лет тюрьмы – серьезный срок, и достаточное наказание за попытку «наказать и напугать» Мукажанова. Мужчины просили суд дать им возможность начать жизнь с чистого листа, не забывая о выученных уроках. Судья Шайхисламов просьбу нападавших удовлетворил.