Председатель Текелийского городского суда Алматинской области Бахытжан СЕКЕРБЕКОВ на днях высказал свежую идею о внедрении новой системы оценки деятельности полицейских и прокуроров. По мнению служителя Фемиды, в правоохранительных органах необходимо ввести такой критерий, как количество оканчиваемых уголовных дел в порядке медиации на досудебной стадии, передает Ratel.kz.

Фото: Ratel.kz

- В ходе судебных разбирательств зачастую выявляются факты, когда стороны примиряются, возмещают ущерб и отказываются от претензий друг к другу. Однако следователи и дознаватели, имея процессуальную возможность прекращения производства по делу, в первую очередь заинтересованы не в реальной защите интересов участников процесса и снижении государственных расходов, а в искусственном завышении своих показателей, так называемого на профессиональном сленге "выхода дел в суд".

Полагаю, что внедрение данного предложения, уже само по себе существенно повлияет на снижение числа дел (около 30-40 %), направляемых в суд, и соответственно разгрузит суды. В Казахстане исторические предпосылки обращения к медиации есть. К примеру, суды биев, которые осуществляли судебную власть в казахской степи многие века. Как и медиаторы, бии действовали как посредники в возникавших спорах, при этом, не существовало какого-либо формального назначения на должность бия, - считает Бахытжан Секербеков.

По мнению господина Секербекова, Казахстану необходимо обращаться к положительному опыту развитых государств и перенимать прогрессивные правовые институты. И в первую очередь медиацию, как альтернативный способ урегулирования споров.

- Медиатор не обладает полномочиями судьи, не может принять решение и обязать стороны к выполнению своего решения. Он выступает в качестве катализатора переговоров, помогает вести переговоры более эффективно и направляет их в нужное русло.

Благодаря своему нейтралитету, медиатор способен объективно оценить обстоятельства спора и найти оптимальное решение проблемы. К тому же, стороны часто делятся с медиатором такой информацией, которой они не поделились бы с оппонентом во время обычных двусторонних переговоров, что также помогает медиатору составить более полную картину происходящего, - резюмирует Секербеков.