Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Карагандинец в Верховном суде отстаивает право на самостоятельный выбор электросчетчика

Больше полугода Канат Мустакаев судится с компанией «Караганды Жарык». Услугодатель не разрешает карагандинцу поставить счетчик, который тот сам для себя выбрал. Юристы общества по защите прав потребителей, которые сейчас представляют Каната в суде,  получили уже десятки подобных жалоб.

Потребитель не доверяет прибору учета от “Караганды Жарык”. Фото "Новый Вестник"

Потребитель не доверяет прибору учета от “Караганды Жарык”. Фото «Новый Вестник»

В феврале 2011 года «Караганды Жарык» установил Канату Мустакаеву новый счетчик. В тот момент ни Каната, ни его родных не было дома. О том, что ему поменяли прибор учета, карагандинец узнал  только через полтора года. Выяснилось, что монтер перепутал провода и соединил его счетчик с квартирой соседей.  Все это время люди оплачивали счета друг друга. После большого скандала и долгого разбирательства ошибку устранили, Канату сделали перерасчет и выдали квитанцию с долгом в 27 тысяч тенге. В ответ Мустакаев решил поменять счетчик. Вот только сделать это ему не позволили.

— Я несколько раз ходил в «Жарык», письма писал. Просил поставить мне наш казахстанский счетчик «Номад», дисковый, не дистанционный. Похожий на те, что стояли раньше, только современный, – объясняет Канат. – Их «Меркурий» меня не устраивает. Он трехтарифный. Утром один тариф, днем другой, а вечером третий. Причем вечером, когда все дома, тариф самый большой. Если раньше я платил по 500 тенге, то теперь приходится платить 5 тысяч. Я не согласен с этим. Мне давали разные ответы. Но все сводилось к тому, что мой счетчик им невыгоден. Что с моего счетчика показания не снимаются автоматически. Ну, так это их проблемы. Пусть приходят контролеры. А они говорят, нет и все.

За помощью Канат Мустакаев обратился  в общество по защите прав потребителей. В последнее время юристы общества часто получают подобные жалобы. Люди говорят, что после установки новых приборов  их счета за свет выросли в несколько раз.

— Нам очень много звонков поступает. Иногда люди даже целыми домами обращаются.  Некоторым потребителям приходили квитанции за электричество  с суммой от 30 до 150 тысяч тенге, – говорит председатель общества  по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов. – Из-за того, что стали приходить огромные счета, люди перестали доверять этим приборам учета. Многие говорят: «Давайте, мы за свой счет установим свой прибор учета, заберите, пожалуйста, свой счетчик. Он нам не нужен». Это товар. У потребителя есть право выбора. Вы пришли в магазин. Захотели, купили себе телефон «HTS», захотели «Samsung». Счетчики также свободно на рынке продаются. Но монополист почему-то всем отказывает.

Единый реестр

Председатель общества по защите прав потребителей  считает, что компания  «Караганды Жарык» использует свое доминирующее монопольное положение и обязывает карагандинцев устанавливать угодные им счетчики. Хотя  в Казахстане разработан единый реестр приборов учета, которыми можно пользоваться.

— Республика Казахстан – это все города без исключения. Долго перечислять. Но, к сожалению, наша Караганда не относится к Казахстану. Потому что реестр у нас запрещен. Я, конечно, утрирую. Но  почему-то так смешно происходит у нас, – говорит Жаслан Айтмаганбетов. – Когда Канат Мустакаев купил  счетчик «Номад », он, кстати, входит в реестр, в установке ему отказали.

В суде юристы общества пытаются доказать, что монополист нарушает права Каната. Уже пройдено несколько инстанций. Пока суд считает, что «Караганды Жарык» выполняет свою инвестиционную программу: «реализует план по ликвидации сверхнормативных потерь электроэнергии», и поэтому потребитель не может выбрать счетчик по своему усмотрению.

— Я считаю, что никто не имеет право запрещать потребителю выбирать тот или иной прибор учета. Потому что это право закреплено нормативно-правовыми документами. А запрет выносят на основании инвестиционной программы. Хотя программа не является нормативно-правовым документом. Что выше: гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей или чья-то инвестиционная программа? – недоумевает председатель.

Сейчас адвокаты Каната Мустакаева готовят документы в Верховный суд.

Официальный ответ

Пресс-секретарь ТОО «Караганды Жарык» Айткуль Омарова говорит, что их компания помимо счетчиков  «Меркурий» устанавливает и приборы учета «Номад». Но не все. Канат Мустакаев выбрал индукционный прибор. Он не может передавать показания автоматически. А компания сейчас «пытается исключить человеческий фактор»,  поэтому этот вид счетчиков им не подходит.

— Прибор учета может установить потребитель, лишь бы он соответствовал определенным требованиям. На сегодняшний день в реестр средств измерений включено много приборов учета. Но у некоторых из них нет долговременной памяти, и они не передают данные дистанционно, – объясняет Айткуль Омарова.  – Поэтому мы не можем их принять. Требования увеличиваются по отношению к компании, соответственно, и к потребителям.

Кроме того, Айткуль Омарова добавила, что если у потребителей возникают какие-то сомнения, то люди могут проверить свои счетчики в любой специализированной организации.

 

Источник: Новый Вестник

 

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>