Экспертизу по делу ДТП в Темиртау провели без осмотра места происшествия и транспортных средств. Эксперт пояснил в суде, что ему не предоставили машины на осмотр и не создали условия для командировки в Темиртау, а потому все выводы основаны на документах, фотографиях и видеозаписях, и выводах первой экспертизы. Однако в исходных данных заключения экспертов указаны оба транспортных средства, а также приводится список методик, использованных при проведении исследования.

Однако качество проведенной повторной экспертизы и выводы экспертов вызвали у защиты обоснованные сомнения, а потому ими поставлен вопрос об её недопустимости. У обвинения на этот счёт имеется другое мнение.

Так, например, адвокат потерпевших, Нурлан Мусраунов настаивал, что экспертам не нужно было осматривать автомобили, и вопрос, поставленный следствием, состоял в длине юза, угле столкновения и т.д. А для этого специалистам достаточно посмотреть имеющиеся фотографии в деле.

Напомним, Даниила Боровикова (водитель Ford F-150) обвиняют в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц. Лобовое столкновение автомобилей Ford F-150 и Kia Rio произошло 11 декабря 2020 года на окраине города Темиртау.

Судебные заседания продолжаются с августа 2021 года. В феврале 2022 года суд удовлетворил отвод судьи Шаяхметовой, которая оклеветала незнакомого ей адвоката, вступила в не процессуальный контакт с участниками процесса и как стало известно в суде, рекомендовала нанять своих знакомых адвокатов. С марта 2022 года судебное разбирательство по уголовному делу начато заново. Пострадавшие и прокурор настаивают, - в аварии виноват водитель Ford F-150 (выехал «на встречку», превышал скорость), ответчик и его защита с обвинениями не согласны. Они убеждены, - правила дорожного движения соблюдались (экспертиза показала скорость Ford F-150  на момент аварии 35 км/ч, Kia Rio – 66 км/ч). Единственное, что мешает трезво взглянуть на события того дня – ошибки следствия и фальсификация доказательств.

 В суде

Стоит отметить, что автомобили Ford F-150  и Kia Rio в ходе расследования находились на

территории Старогородского отдела полиции города Темиртау. И эксперт Батыршин (его заключение обвинение оспаривает) при проведении своей экспертизы их осматривал. Но главный  эксперт  Института  судебных экспертиз  города Шымкент Болат  Исмаев и его коллеги, при проведении повторной экспертизы, не стали следовать примеру своего коллеги, хотя никаких препятствий для этого, как выяснилось,  не было.  

В суде Болат  Исмаев пояснил, что его заключение основывается на трех-четырех томах уголовного дела, фотографиях и видеозаписях, а выезжать на место происшествия и осматривать автомобили он не стал, потому что следствие и дознаватель лично не создали ему условий. И добавил, что за доставку вещдоков несёт ответственность и  орган досудебного расследования.

- Он нам это все не предоставил, не сделал. Как мы будем приезжать, мы тоже не имеем право сами поехать и сделать, - пояснил Исмаев.

- Почему вы не имеете право приехать? Батыршин приехал в Темиртау. Осмотрел, - сделала отсылку к первой экспертизе адвокат Айткалиева.

- Потому что ему все условия сделали, поэтому он поехал, - отозвался на это Исмаев.

- Какие условия?

- А он нам не сделал, поэтому мы не приехали.

- Какие условия вам необходимы были?

- Дано сделать по представленным материалам, понимаете, поэтому мы не осматривали, если бы нам предоставили и привезли сюда или обеспечили доставку, почему, мы тоже бы поехали, посмотрели бы. Обстановка поменялась, - объяснил эксперт.

 Однако, как следовало из оглашенного в суде паспорта Методики судебного экспертного исследования, последняя подразумевает визуальный осмотр транспортных средств и даже места происшествия. На вопрос, почему он ссылается на методику, если не были соблюдены ее требования, эксперт ответил, что в этом не было смысла.

-  ДТП было в декабре, когда был укатанный снег. А нам дали постановление в апреле, который мы закончили в мае. Поэтому на место происшествия выезжать или там осматривать, никакого смысла нету.

- Ну, дорога-то осталась же на месте? – спросила его адвокат Хамида Айткалиева

- Дорога осталась. Вы же видели схему там. Как будешь смотреть, если там нет ничего, - ответил ей эксперт Исмаев

- Чего нет?

- Был снег, стало сухо.

- Кусты есть, повороты есть? В общем, осмотр транспортных средств не производился, да, ваш ответ? – уточнила защитник

- Не производился, - подтвердил эксперт.

Стоит отметить, по словам эксперта, указание проводить экспертизу только по предоставленным материалам ему дал дознаватель Сейдахан Достанов.

- Поэтому мы и не выезжали и не делали, - добавил эксперт.

Читайте также: Дознаватель по делу ДТП в Темиртау уничтожил два протокола допроса

За эксперта и дознавателя вступился адвокат (а в прошлом, коллега и знакомый дознавателя Аманжолова, расследовавшего данное дело) - Нурлан Мусраунов. Он сообщил, что следствием экспертиза Батыршина не ставилась под сомнение вся, а потому эксперты должны были выяснить только детали. А потому осматривать машины не имело смысла.

Вот только в самом постановлении о назначении повторной экспертизы в качестве исходных данных указаны именно автомобили. Кроме того, непонятно, зачем эксперты перечислили в своем заключении методики, которые, как выяснилось в суде, они не использовали. Хотя как сообщил Исмаев, эксперты часто так делают – пишут все методики, потому что обязаны указывать их, но  не используют их. Вроде как, с его слов, закон экспертам этого не запрещает.

- Мы указываем все методики, а использовать их нужно или нет, мы сами выбираем, потому что есть которые методики, которые эти методики есть, мы должны были их указать, потому что там были поставлены вопросы скорость там определить, это определить, поэтому мы указываем эти все методики.

- То есть вы указываете методику, но при этом ею не руководствуетесь, правильно? – уточнила Айткалиева

- Да, - утвердительно ответил Исмаев.

К слову, после появления этой повторной экспертизы, составленной экспертами Исмаевым, Смановым и Ларшиной, в отношении них была проведена служебная проверка, и согласно ответу Министерства юстиции, оглашенного в суде защитой Боровикова, в действиях экспертов установлены нарушения.  Заседания продолжаются.