@Кирилл Жданов

@Кирилл Жданов

Каждое второе бытовые правонарушение совершается в состоянии опьянения.

70% задержанных семейных «дебоширов» не имеют постоянного места работы. Подробнее о ситуации с бытовым насилием в стране корреспонденту Liter.kz рассказал заместитель председателя Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Алексей Милюк.

В общей структуре преступлений доля семейно-бытовых правонарушений не является высокой и составляет менее 1%.

«Однако специфика бытового насилия выражается в ее скрытном латентном характере. Не каждый хочет выносить «сор из избы», идти в полицию за защитой от произвола семейного тирана. Такие преступления зачастую совершаются в результате систематического злоупотребления алкоголем на почве социально-экономических проблем», — сказал Милюк.

К примеру, половина бытовых правонарушений совершается в состоянии опьянения, а 70% задержанных семейных «дебоширов» не имеют постоянного места работы.

При этом активные способы борьбы с бытовым насилием часто приводят к росту напряжения внутри семьи и, в итоге, к разводу. Это влечет за собой другие проблемы в обществе — социальное сиротство, увеличение числа неполных и малообеспеченных семей, невыплату алиментов.

Поэтому сегодня МВД старается уйти от репрессивных способов борьбы с бытовым насилием в сторону разрешения социальных проблем населения.

«На наш взгляд, уклон должен быть сделан к комплексной реабилитационной и психо-коррекционной работе как с правонарушителями, так и с жертвами насилия. Сегодня депутаты уже рассматривают возможность внедрения реабилитационных программ по привитию основ семейных ценностей, здорового образа жизни», — отметил полицейский.

Прорабатываются вопросы улучшения работы социальных служб и сопровождения людей из групп риска (алкоголиков, лиц находящихся в трудной жизненной ситуации и др.).

Профилактика бытовой преступности малоэффективна без участия неправительственных организаций. Обычно они предоставляют убежища жертвам бытового насилия, а также правовую, медицинскую, социальную и психологическую помощь.

Сегодня полиция взаимодействует с 49 кризисными центрами, 39 из которых имеют приюты.

«Для того, чтобы воспользоваться их услугами, жертвы бытового насилия могут самостоятельно обратиться в эти центры, либо сделать это при непосредственной помощи сотрудников полиции. Только в текущем году полицейскими в кризисные центры направлено более 3 тысяч женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», — рассказал Милюк.

Вопросы профилактики семейно-бытового насилия всегда находятся в зоне пристального внимания органов внутренних дел. Если есть угроза такому насилию, то сотрудник полиции имеет право запретить дебоширу приближаться к потерпевшей, контактировать с ней любыми способами, в том числе по телефону.

Срок действия таких ограничений составляет один месяц. Оформляются они в форме специального защитного предписания, а его нарушение влечет за собой административную ответственность вплоть до ареста на пять суток. Если в ходе семейного конфликта были побои, то агрессору грозит арест до 10 или 15 суток.

Если есть основания предполагать, что нарушитель не перестанет преследовать жертву, то суд может проявить инициативу и применить более жесткие меры к нему. Например, запретить ношение и хранение оружия, употреблять алкоголь дома или даже выселить его из квартиры на 10 дней при наличии у него другого жилья. Срок действия запретов может составлять от трех месяцев до года.

В текущем году сотрудниками полиции было вынесено свыше 52 тысяч защитных предписаний. Еще 7,5 тысяч особых требований к поведению правонарушителей установлены судами.

26 августа 2021 года сообщалось, что в Туркестанской области начнет действовать контакт-центр «Экстренная служба 111», где женщины и дети, пострадавшие от семейно-бытового насилия, получат помощь — подробнее об этом читайте здесь.